Программа Photo Story 3

Использование программы Photo Story 3 как одного из активных методов обучения иностранным языкам в вузе

Кушнир Е.Н.
Сургутский государственный педагогический университет, Сургут

В связи с появлением принципиально новых возможностей получения информации и ее постоянно растущий объем, существенно меняется сам процесс обучения, роль преподавателя и студента. Главная цель современной системы образования – научить человека учиться.

       Согласны с утверждением А.Л.Назаренко о том, что сегодняшние студенты – это новое поколение, выросшие в условиях компьютеризации жизни. Поэтому использование компьютерных технологий в процессе обучения играет мотивирующую функцию. Использование компьютерных программ привносит разнообразие, позволяет работать с традиционным материалом в новой, увлекательной форме [1:119]. 

Программа Microsoft Photo Story 3 для Windows позволяет создавать захватывающие видео истории (рассказы с изображениями), в которые можно добавлять названия изображений, комментарии, музыкальный фон.
Такие истории могут быть использованы при формировании различных видов компетенций: информационной, являющейся одной из основных на современном этапе образования, которая предполагает умение ориентироваться в современной информационной среде, искать, отбирать и критически анализировать ресурсы Интернета, общаться с помощью современных средств коммуникации;          языковой - в рамках любой разговорной темы курса (составления студентами рассказов о себе, «озвучивания» биографий писателей, создания виртуальных экскурсий по странам изучаемого языка); профессиональной - создание учебных материалов (как сами студентами, так и преподавателями) по практическим и теоретическим дисциплинам.
Плюсы использования данной программы студентами и преподавателями  в рамках обучения иностранным языкам очевидны:
-                простота использования (интерфейс на русском языке, всего несколько шагов от начала создания истории до ее сохранения и просмотра) позволяет обеспечить активное участие в работе как подготовленных, так и неподготовленных студентов, что является одной из основных задач использования активных методов обучения. Нужно сделать всего несколько действий, чтобы импортировать изображения, добавить названия, записать комментарии, добавить фоновую музыку, а затем сохранить историю, используя тот набор параметров для оптимального качества (профиль), который лучше всего подходит для ее воспроизведения. 
-            преподаватель получает возможность более эффективного управления учебным процессом (особенно в условиях большого количества студентов в группе), возможность влиять на качество и количество обсуждений материала во время работы в классе и снижать процент отказа студентов от участия в различных видах учебной деятельности. Так возможность оценить представленные видео истории во внеаудиторное время, а  на занятии лишь прокомментировать и просмотреть лучшие из работ позволяют преподавателю существенно сэкономить время на проверку устной разговорной темы в рамках аудиторного занятия.
-          возможность выкладывать созданные фото истории в Интернете с последующим голосованием остальных членов группы, с учетом обозначенных заранее критериев, в форме комментариев за лучшую работу позволит увеличить объем и значение самостоятельной работы студентов, достигнуть их устойчивого прогресса в обучении, повысить их информационную компетенцию.
          Фото истории могут быть результатом индивидуального или группового творческого, исследовательского или практико-ориентированного проекта, включающего в себя использование ресурсов Веб 1.0 или 2.0 (различные учебные платформы, форумы, блоги, социальные медиахранилища)
-               по словам А.Л. Назаренко, студенты, принимающие участие в подобных проектах (с использованием информационных технологий) «демонстрируют более позитивное отношение и большую удовлетворенность учебой, возросшую мотивацию, более высокий уровень сотрудничества (если работа осуществляется в группе) и развитое чувство коллективизма. После выполнения задания, студентов привлекает возможность высказывать и сравнивать свои суждения не только в классе, но и после занятий» [1:118].
Однако, не смотря на вышеперечисленные дидактические возможности и положительные стороны использования данной программы, преподаватель, использующий данный метод в работе может столкнуться с рядом трудностей:
-    Низкий уровень информационной компетенции (как своей, так и отдельных студентов): несмотря на простоту программы, некоторые студенты неизбежно сталкиваются с определенными техническими сложностями при создании фото историй. Решением этой проблемы может стать составление пошагового учебного фильма по созданию фото историй и/или демонстрационный показ возможностей программы предварительно организованный преподавателем с вовлечением студентов в данный процесс.
-   Студенты должны получить четкую инструкцию по структуре и содержанию конечного продукта, этапами работы и критериям оценки созданной ими фото истории.
-  Такая работа должна проводиться в системе (например, по окончании работы по каждому модулю). До студентов необходимо донести мысль об обязательности ее выполнения и четко обозначить ее долю в конечном результате, выражаемом оценкой за предмет. Как справедливо отмечает А.Л.Назаренко, внедрение новых технологий должно быть «регулярной и обязательной педагогической практикой» [1:120].
- Использование данной программы не является гарантом повышения мотивации всех студентов. Можно предполагать, что и при использовании данного метода все равно останутся неуспевающие, так как любое творческое задание требует достаточно много времени на его выполнение, которое студенты не привыкшие работать в системе и самостоятельно будут готовы потратить. 
Несмотря на это, дидактический потенциал данного метода, с нашей точки зрения, очень высок и приведенные выше возможные трудности не препятствуют эффективности его использования с целью оптимизации процесса обучения, в конечном итоге делая его более эффективным, плодотворным и мотивированным для обучающихся.
Литература
1. Назаренко А.Л. К вопросу об информатизации лингвистического образования // Вестник Моск. Ун-та. Серия 19. Лингвистика и межкультурная  коммникация. 2010. №1.